"Коммерческим организациям в сфере детского спорта проще будет уйти с рынка" - комментарий эксперта о возможном введении образовательного лицензирования детских спортивных организаций.
В ближайшее время Госдума рассмотрит в первом чтении законопроект, предусматривающий введение обязательного образовательного лицензирования организаций, осуществляющих деятельность в сфере детско-юношеского спорта. Какова позиция бизнеса о законопроекте, какие риски для предпринимателей он в себе несет, читайте в интервью сайту OPORA.RU Сергея Гуляева, члена Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию спортивной индустрии и рынка фитнес-услуг, руководителя сети спортивных клубов «Твое самбо» (г. Липецк).
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» подготовлен во исполнение поручений Президента РФ от 30 апреля 2019 г. № Пр-759 и от 30 октября 2020 г. № Пр-1760 с целью гармонизации законодательства РФ о физической культуре и спорте и законодательства РФ об образовании.
«Принятие законопроекта обеспечит перевод организаций, осуществляющих спортивную подготовку в качестве основной цели деятельности, в образовательные организации, а участников спортивной подготовки – соответственно в обучающихся и педагогических работников», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Расскажите, в чем суть данного законопроекта?
В случае принятия закона в нынешнем виде, все частные спортивные клубы, ведущие спортивную деятельность с детьми, обязаны стать некоммерческими организациями и пройти процедуру образовательного лицензирования. То есть каждая организация, осуществляющая деятельность в сфере детско-юношеского спорта, должна будет получить образовательную лицензию. Как следствие, такая организация перестает быть коммерческой, так как обязана стать образовательной, то есть – некоммерческой (согласно требованию п. 1 ст. 22 федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Выходит, что образовательную лицензию необходимо будет получить всем спортивным клубам, ДЮСШ, физкультурно-спортивным организациям и даже фитнес-центрам?
В текущей версии законопроекта – да, получается, что любая организация, например, фитнес-клуб, где есть бассейн и инструктор, который учит ребенка плавать, обязана получить образовательную лицензию, со всеми вытекающими последствиями. Любая деятельность инструктора с детьми в частной спортивной организации будет носить признаки образовательной программы, и соответственно, подлежать лицензированию.
По вашей оценке, какое количество предпринимателей потенциально затронет этот законопроект?
Представьте, практически в каждой муниципальной школе России работают по несколько спортивных клубов. Например, единоборства, их зачастую по два-три в каждой школе: карате, тхэквондо, самбо, дзюдо. А в России — 53,5 тыс. школ. Соответственно, можно предположить, что около 150 тыс. клубов должны будут получить образовательную лицензию… Но получат ли? А ведь кроме единоборств есть и футбол, и волейбол, и шахматы и т.п. И это только если мы говорим о клубах при муниципальных школах.
Я сам предприниматель, работаю в сфере детско-юношеского спорта. Мой бизнес связан с развитием сети спортивных клубов на базе муниципальных школ, в том числе и в сельской местности. Поэтому я не понаслышке понимаю, какие риски возникнут у такого рода организаций.
С чем связаны эти риски?
Сейчас частные клубы, работающие в сфере детского спорта, не должны получать образовательную лицензию. В действующем законе, регламентирующем их деятельность, четко указано, что детско-юношеский спорт возможен только в рамках реализации спортивной подготовки (ст. 19 федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ). Другой вариант спортивной работы с детьми закон не предусматривает.
Новый законопроект никак не дифференцирует понятия тренировочной и образовательной деятельности. Он, наоборот, их соединяет. И в случае его принятия, ведение тренировочной, воспитательной, соревновательной деятельности будет иметь признаки образовательной программы и автоматически подлежать лицензированию. Это означает, что деятельность спортивных клубов в части работы с детьми, будет находиться за рамками правового поля и невыполнение требования о лицензировании повлечет за собой уголовную ответственность по ст. 171 УК РФ – незаконное предпринимательство.
Все указанные проблемные вопросы в новом законопроекте пока никак не урегулированы.
Сложно ли получить образовательную лицензию?
Процедура получения лицензии предполагает на момент лицензирования наличие материально-технической базы, согласно требованиям стандарта по виду спорта, плюс требования к помещению, к образовательному статусу тренера, образовательную программу. Пока все это не будет выполнено, лицензию вы не получите.
Как все это скажется на бизнесе и потребителях данного вида услуг?
Даже если все вышеназванные требования будут выполнены (что потребует колоссальных денежных вливаний, а это неизбежно скажется на ценах), реализация образовательной программы спортивной подготовки будет требовать огромного количества бумажной работы, подготовки соответствующей отчетности, которая будет проверяться надзорными органами. На детей у тренера просто не останется времени. Про воспитательную работу в спорте – а именно на нее, как правило, больше всего рассчитывают родители – придется просто забыть. Коммерческим организациям в сфере спорта проще будет уйти с рынка, нежели стать некоммерческими и пройти процедуру лицензирования.
Какова позиция Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию спортивной индустрии и рынка фитнес-услуг?
Концептуально мы понимаем и поддерживаем желание Правительства РФ гармонизировать законодательство о физической культуре и спорте и законодательство об образовании. Но для нас очевидно и то, что законопроект нуждается в дальнейшем детальном обсуждении с профессиональным сообществом и доработке. Иначе среди проигравших могут оказаться не только предприниматели, но и дети, любящие спорт.