Back to top
Конференция «В поисках исцеленного труда» состоялась в Москве и Воронеже
16 апреля 2022

11–13 апреля 2022 г., (Москва — Воронеж) Председатель Липецкого регионального отделения ООО МСП «ОПОРА РОССИИ» Плотников Андрей Владимирович принял участие в V Всероссийской научно-практической конференции «Православные братства в истории России» «В ПОИСКАХ ИСЦЕЛЕННОГО ТРУДА»

V Всероссийская научно-практическая конференция из цикла «Православные братства в истории России» в этом году посвящена теме «В поисках исцеленного труда». Форум проходил 11-12 апреля в Москве и Воронеже. Организаторы конференции – Свято-Филаретовский институт (Москва), Воронежская областная универсальная научная библиотека имени И.С.  Никитина, Свято-Тихоновское и Свято-Силуановское малые православные братства, Комиссия по канонизации святых Воронежской епархии. В Воронеже конференция проходила по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия.

Религиозно-философские и теологические подходы к осмыслению феномена труда; этическое значение трудовых процессов; исторические и современные примеры совместного христианского труда; аскетика и мистика труда и творчества; национальное своеобразие труда; антропологическая перспектива христианского труда – круг этих вопросов обсуждили на конференции историки, культурологи, философы, теологи, социологи, а также представители фондов и ассоциаций, практики, имеющие позитивный опыт совместного труда. Благодаря онлайн-включениям на форуме выступили участники из разных городов России, а также из Италии и Франции, представители разных конфессий.

  «Православная традиция в меньшей степени, чем католическая или протестантская, разработала богословие труда, но явила примеры особых сообществ – общин и братств, члены которых пытались найти пути исцеления труда, восстановления его человеческого и божественного достоинства. Среди таких явлений новой трудовой этики и аскетики – монашеские и старообрядческие общины, трудовые братства, трезвеннические коммуны и другие объединения верующих, собиравшие свои усилия не только для молитвы, но и для совместного делания», – формулируют проблематику конференции ее организаторы. Они полагают, что опыт подобных сообществ интересен не только как предмет академического изучения, но его осмысление может стать ключом к решению проблем настоящего.

Открытие конференции состоялось 11 апреля в Свято-Филаретовском институте (СФИ) в Москве. Участников приветствовал: доктор исторических наук, профессор, ректор СФИ Алексей Мазуров; председатель Свято-Тихоновского малого православного братства (Воронеж) Евгений Федосов; основатель СФИ, духовный попечитель Преображенского братства (Москва) священник Георгий Кочетков.

Первое пленарное заседание было посвящено вопросам общетеоретического характера. Андрей Тесля, кандидат философских наук, научный руководитель Центра исследований русской мысли Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта (Калининград) в своем докладе обратился к принципиальному спору Петра Струве и Сергея Булгакова – двух известных мыслителей начала ХХ века, относительно понимания труда, становления капитализма и роли религии в этом процессе. Оба отталкивались от концепции протестантской этики Вебера, но критиковали ее с разных сторон; оба стояли на позиции идеализма, но двигались с этой позиции в разных направлениях: Струве – в сторону национал-либерализма, Булгаков же дистанцировался от либерализма и отстаивал социалистические взгляды в сочетании с христианством. «Хозяйственная личность», идея «личной годности», проблема сопряжения «народного хозяйства» и личности, вопрос о создании «нового экономического человека», об «экономических потенциях православия» – эти и другие подобные понятия очерчивают диапазон проблем, которые активно обсуждались в ходе полемики столь значимых для истории социально-экономической и философской мысли того времени персон в первое десятилетие ХХ века.

Александр Никулин, директор Центра аграрных исследований РАНХиГС, директор Чаяновского исследовательского центра МВШСЭН (Москва) в докладе «Парадоксы организации труда в советском колхозе» поделился многолетним опытом полевых исследований на селе в годы перестройки. Подробно разобрав сущность политики коллективизации, ученый отметил, что «государство победило крестьянство, но не до конца»: превратив крестьян в наемных рабочих индустриальных предприятий, оно все-таки позволило им сохранить свои личные подсобные хозяйства. Из этого «компромисса» логично вытекает «этика колхозного воровства»: «что взял в колхозе – пригодится дома» – в этой поговорке экономист видит наследие эпохи крепостного права, когда крепостные подворовывали у своих хозяев. Этически этот «симбиоз» обосновывался просто: «государство нас обворовывает, а мы обворовываем государство». Естественным образом эта колхозная этика стала определять и отношения работника и власти на промышленных предприятиях, куда массово пришли работать вчерашние крестьяне («Сквозь родную проходную пронесу, как мать родную…»), и до сих пор она «отчасти определяет постсоветские трудовые отношения», отметил Никулин. В докладе он также коснулся структуры колхозных сообществ, среди которых, при тотальной системной неэффективности, могли быть и крепкие хозяйства, если они возникали на базе, к примеру, религиозных общин, с талантливым лидером-председателем во главе.

Паоло Петракка, президент Института высшего образования и воспитания (Istituto di Ricerche Educative e Formative), руководитель направления по обучению и развитию при национальном департаменте ACLI (Ассоциации христиан-трудящихся Италии) выступил с докладом «Характеристики труда в социальном учении Католической Церкви и их воплощение в деятельности Ассоциации христиан трудящихся Италии (ACLI)». Петракка познакомил участников с четырьмя основными принципами, объединяющими членов ACLI. Это свободный труд – свобода каждого выразить собственное достоинство через социально-экономический выбор, свобода собраний и объединений, выбора учебы, возможность создания предприятий. В этом же ключе рассматривается необходимость освободить общество от давления мафии. Это творческий труд – у этого принципа очевидно богословское основание: человек как сотворец Бога. Мотивация для такого труда – творческое строительство общего блага. Кроме того, это совместный труд, который организован так, чтобы все участники чувствовали себя не только вовлеченными в общую работу и ответственными за нее, но и имели свой голос в определении судьбы компаний. И наконец, это солидарная работа, что подразумевает развитие профсоюзного движения, помощь тем, кто испытывает трудности.

Главная задача ACLI – делать труд более достойным, в соответствии с пониманием достоинства каждой личности, подытожил докладчик. Представители ACLI не раз рассказывали в России о разных аспектах своей работы. О новых аспектах деятельности ACLI сообщил в рамках секционного заседания Пьеранджело Торричелли, советник ACLI провинции Комо и региона Ломбардия.

О принципах совместного труда говорила и Марина Наумова, проректор СФИ (Москва). Она представила опыт осмысления трудовой деятельности Преображенского братства, которое существует с 1990 г. и сегодня объединяет 35 малых братств в разных городах России и за рубежом. С самого начала члены братства поставили своей главной целью «содействовать возрождению полноты жизни Церкви и всех служений в ней», и эта цель определяет работу всех братских институций: образовательной, культурно-просветительской, социально-благотворительной, медицинской, информационной, эксплуатации зданий и помещений и др. Докладчица раскрыла ряд принципов братского труда, сравнивая их с принципами светской работы. Так, братчики ведомы «целью высокого порядка», их труд «литургичен», он выстаивает «соборный организм», объединяя не просто сотрудников, но братьев и сестер; это труд добровольный, он исключает конкурентную борьбу, но предполагает взаимную помощь и поддержку. Эти и другие принципы позволяют осуществлять разнообразные проекты Преображенского братства.

Вторая часть московского дня конференции была посвящена осмыслению трудового опыта различных православных объединений: это и традиции монастырского трудничества, и Крестовоздвиженское трудовое братство Николая Неплюева, и общины «беседников» и «трезвенников», и Национальная Ассоциация профессионального образования Гильдии мастеров Франции, и  «Православное дело» матери Марии (Скобцовой), и другие. День завершился итоговым круглым столом на тему «Труд в кризисные времена».

12 апреля участники конференции провели в Воронеже. На пленарном заседании выступили: Софья Андросенко (СФИ, Москва) – «Труд как явление духа: эсхатологический смысл и оправдание труда по работам Николая Бердяева»; Джованна Парравичини, советник представительства Мальтийского ордена в РФ, заместитель председателя фонда «Христианская Россия» (Бергамо, Италия) – «Богословие труда в опыте церковного движения «Причастность и освобождение»; историки Надежда Белякова (ИВИ РАН, Москва) и Вера Клюева (Тюменский научный центр СО РАН) – «Отношение к труду в среде евангельских верующих позднего СССР (1960–1980-е годы)»; священник Николай Савченко (Санкт-Петербург) – «Труд православного священника в современной России».

На секционных заседаниях было представлено около десятка докладов, в которых речь шла также об истории и трудовых традициях разных православных объединений. Итоговый круглый стол был посвящен теме «Возможен ли сегодня в России труд на братских, общинных, артельных началах».

Видеозапись пленарных заседаний в Москве и Воронеже можно посмотреть на Youtube-канале СФИ  и Вконтакте . Подробная программа конференции размещена на сайте СФИ.

Юлия Зайцева

13 апреля 2022

Источник: Благовест-Инфо

Фотогалерея