В рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений, который проходят по всей стране, липецкие предприниматели провели круглый стол
Существуют ли в современном деловом мире России духовно-нравственные основы? Как вернуть имена выдающихся предпринимателей дореволюционной России в ранг национального достояния? Какие новые форматы и проекты по формированию нравственных качеств будущих предпринимателей реализуются или могут быть предложены? В живой дискуссии эти темы старались раскрыть сами предприниматели, представители общественных организаций, духовенства, науки и образования.
о. Лука (Степанов), заведующий кафедрой теологии Рязанского госуниверситета им. С.А. Есенина, настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря в поселке Пронск Рязанской области, кандидат исторических наук:
«Мы ведём разговор о ценностно-ориентированном, традиционном предпринимательстве. А есть ли они – традиции? Мы живём во времена обрушений всякой преемственности и канонов. И теперь стремимся вспомнить великие имена предпринимателей прошлого – Рябушинских, Морозовых, Абрикосовых, чтобы восполнить ту пустоту, исправить отсечение от традиций. Но не стоит забывать, что опыт 18-19 веков, куда мы сейчас обращаем свой взор, вовсе нельзя назвать стерильным. Его практика была весьма разнообразна, но интересны нам, конечно, те, которые своим созидательным примером вошли в историю. Что из этого следует? Следует просвещаться и просвещать, необходимо преодолеть ту косность, которую все мы приобрели ввиду отсутствия догматического воспитания, а, значит, и сознания. Традиции – это те ценности православного мировоззрения взрослого воспитанного человека, который реализуя свои способности в предпринимательстве, будет созидать».
Жукович Владислав Константинович, предприниматель, председатель Союза православных предпринимателей Санкт-Петербурга:
«Когда деньги становятся целью, а не средством, – это очень опасно. Чем я должен заниматься, как и зачем? Когда нет моральных основ, то возникают темные схемы. И самое главное, что мы начинаем привыкать к этому. Именно поэтому сложилось устойчивое представление, что если предприниматель, то ушлый, хитрый, вор, изворотливый. Но это не есть норма! Мотивирующие примеры есть в дореволюционной России, где образцами стали выходцы из крестьян. И они были убеждены, что нажитым капиталом надо грамотно распорядиться – ради Бога, в которого они верили, ради людей, которых Он учил любить. И теперь нам нужно сформулировать, что такое традиции, а какое предпринимательство является ценностно-ориентированным, созидательным».
Андрей Плотников, предприниматель, председатель Липецкого регионального отделения «ОПОРА России»:
«Свобода не во вседозволенности, а в свободе от греха. Масштаб созидательной деятельности зависит от масштаба личности. Начинается созидание с порядка внутри компании, внимания и заботы о сотрудниках, а кто-то может взять на себя ответственность за город, другой – и за страну».
Анна Ярославина, предприниматель, руководитель федерального проекта «ОПОРА-Созидание» в Липецкой области:
«Вопросы этики обсуждаются наравне с экономическими реформами на самом высоком государственном уровне. И теперь важны не только количественные показатели, но и показатели качества предпринимательской среды. Проект «ОПОРА-Созидание» реализуется в регионе с 2016 года, и это не первый наш круглый стол. Но, пожалуй, только сейчас мы подошли к пониманию дальнейшего целенаправленного развития этой работы: сформирован круг единомышленников, определены приоритетные задачи и механизмы их решения».
По итогам, все озвученные предложения были представлены в резолюции, которая направлена руководителям города Липецка и Липецкой области, а также в Общественную палату региона и всем общественным предпринимательским организациям. Для консолидации усилий по развитию этики современного предпринимательства в Липецкой области приняли следующие рекомендации:
- продолжить практику взаимодействия органов власти с общественными организациями и другими учреждениями и структурами, работающими по этики современного предпринимательства.
- актуализировать историю российского, в том числе дореволюционного, предпринимательства; разработать меры просветительской деятельности среди детей, старшеклассников и обучающихся образовательных учреждений региона.
- объединяться в общественные структуры с целью теологического самообразования и просвещения ввиду необходимости овладевать догматическими базисами.
- реализовывать системный подход при переориентации деятельности российских предпринимательских структур: вводить в программы профориентации основы вероучительного, личностноформирующего просвещения; возлагать на работодателя (предпринимателя) ответственность за квалификацию своих сотрудников как духовную культуру собственного народа.
- выстроить информационную работу со СМИ по формированию положительного образа современного российского социально-ответственного предпринимателя; оказывать поддержку в разработке и проведении конкурсов и проектов, способствующих популяризации основ предпринимательской этики.
- вести целенаправленную деятельность по восстановлению исторической памяти (установка памятников выдающимся меценатам-предпринимателям региона, организация и проведения курсов для широкого круга слушателей по истории российского предпринимательства, проведение тематических событийных мероприятий).
Анна Ярославина
Фотографии: Андрей Устинов